Выбор формы бизнеса

При выборе организационно-правовой формы будущего предприятия необходимо учитывать их особенности, чтобы потом не обнаружить, что для проведения какой-либо хозяйственной операции или решения некой задачи необходимо перерегистрировать компанию. Некоторые различия между ОАО и ЗАО лежат на поверхности, а некоторые открываются только при достаточно внимательном взгляде.

Что принять в расчет

Обдумывая форму будущего бизнеса, в расчет необходимо принять множество факторов. Во-первых, собственность, цена которой будет прирастать вашими усилиями, необходимо защитить. Во-вторых, необходимо предусмотреть наиболее широкие возможности привлечения дополнительного финансирования, в том числе заемного. В-третьих, необходимо позаботиться о положительном имидже предприятия в деловых кругах. В-четвертых, какими бы замечательными людьми ни были сегодня ваши партнеры в создаваемом бизнесе, никогда нельзя точно знать, как изменятся люди через пять, десять и более лет. А значит, необходимо предусмотреть механизмы защиты и собственных интересов, и интересов инвесторов. И, кстати, не в последнюю очередь - механизмы защиты информации о предприятии и его учредителях. В-пятых - важно обеспечить управляемость структуры компании, чтобы информация не гуляла по многоэтажной конструкции, как в совдеповских министерствах. В-шестых… В-седьмых… Задач множество. И все их нужно решить, невзирая на то, что иногда для решения одной подходит ОАО, а другой - ЗАО. Поэтому человек, проектирующий бизнес, находится в положении воза, который тянут лебедь, рак и щука: векторы-то направлены в разные стороны! Сложить их трудно, но можно, если знать все принципиальные особенности организационно-правовых форм.

Найди разницу

Классическая задачка - «найти десять отличий» решается для ОАО и ЗАО не слишком легко. Первое отличие известно даже школьнику - ОАО может выпускать свои акции и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, для свободного обращения, ЗАО - нет, и оно никаким способом не может предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. ОАО может размещать свои бумаги как путем открытой, так и закрытой подписки, однако возможности для кулуарного размещения могут быть ограничены уставом или правовыми актами РФ.

Различия в порядке выхода акционеров из общества также значительны, но и они известны: акционеры ЗАО пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества по цене предложения третьему лицу, если иное не предусмотрено уставом. Устав ЗАО может также предусматривать преимущественное право приобретения обществом акций, от которых хочет избавиться акционер. Продажа своих акций участником ЗАО должна производиться по определенной процедуре - если она будет нарушена, любой акционер или само общество вправе потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя. В ОАО, наоборот, установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества, не допускается.

Продажа акций, таким образом, у ЗАО, по сравнению с ОАО, сильно усложнена. Зато переход прав регистрировать гораздо легче. Если число акционеров меньше 50 (как правило, в ОАО этот предел превышен), то держателем реестра акционеров может быть само акционерное общество, тогда как в ОАО обычно держателем реестра является специальный регистратор.

Что касается раскрытия информации, то ОАО находится в худшем положении по сравнению с ЗАО: ОАО обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность, проспект эмиссии акций общества, сообщение о проведении общего собрания акционеров и иные сведения. От ЗАО же раскрытия информации могут потребовать только в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг.

Задавшись вопросом, где эффективнее корпоративное управление, получаем ответ: в ЗАО. Ограниченному контингенту учредителей проще договориться между собой, нежели тысячам акционеров ОАО. ЗАО может передать полномочия совета директоров общему собранию - и одной ступенькой на пути отрешения до его выполнения станет меньше.

Окончательный анализ

Итак, можно сделать выводы. Усложненный порядок перехода прав на акции и наличие преимущественного права покупки защищает ЗАО от размывания уставного капитала, позволяет акционерам контролировать ситуацию, защищаться от недружественных поглощений. В то же время для каждого конкретного акционера эта процедура достаточно сложна, а иногда невыгодна.

Что касается привлечения инвестиций и займов, то деньги легче текут в ОАО - благодаря тому, что структура собственности при этой форме более прозрачна и инвестор/кредитор обладает большей полнотой информации. Имиджевые факторы тоже склоняют учредителя к ОАО - это самая потенциально уважаемая форма бизнеса.

Иногда выбор бывает предопределен. Если в числе учредителей каким-то образом оказывается Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, и при этом вы организуете компанию не путем приватизации госсобственности, то выбор упрощается - вам доступно только ОАО. Выбор ограничен и в том случае, если акционеров у вас ожидается достаточно много. При численности «участников концессии» менее 50 вы еще можете взвешивать плюсы и минусы и рассматривать варианты. Но если уже на начальной стадии вы набрали 50 и более участников - общество может быть только открытым. И даже если порог будет превышен уже после регистрации, когда наименование ЗАО прочно войдет в наименование торговой марки,- придется перерегистрироваться в ОАО.

И еще: если, несмотря на большие амбиции, у вас не получается наскрести на уставный капитал более 1000 МРОТ, то ОАО зарегистрировать просто не получится. А у ЗАО уставный капитал должен достигать хотя бы 100 МРОТ.

ТАТЬЯНА КРУПИНА

Источник: Газета "Бизнес" 

Смотрите также:

     Ликвидация ООО с 1 сентября 2017 года  (опубликовано 02.10.2017)
     Споры компаний с инспекторами  (опубликовано 28.04.2017)
      Новая тенденция выездных проверок  (опубликовано 28.04.2017)
     Новый признак недобросовестности  (опубликовано 28.04.2017)
     Банки защищают своих клиентов  (опубликовано 28.04.2017)

Всегда на связи

Звоните нам +7 (495) 960-12-83 или   ПРИЕЗЖАЙТЕ В ГОСТИ или

ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ. Мы перезвоним в течении 30 минут



Мое имя
E-mail
Телефон