"Старый" директор "новому" не помеха

ВАС РФ признал, что заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в связи со сменой руководителя организации должен подписывать новый руководитель, а не прежний, на чем настаивало налоговое ведомство. 
История эта началась еще в 2004 г. Тогда ФНС России выпустила письмо от 26.10.2004 N 09-0-10/4223, согласно которому при смене руководителя организации заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - Государственный реестр) должно быть подписано прежним руководителем. 

Позиция налоговых органов

;Если прежний руководитель по каким-либо причинам отказывался подписывать заявление о внесении изменений в Государственный реестр, налоговые органы изменения в него не вносили. Получалось, что "на бумаге" руководителем организации считалось физическое лицо, сведения о котором уже содержались в Государственном реестре.

Цель у налоговых органов при составлении письма была весьма благородная - пресечь возможность "захвата" организаций путем фиктивной смены их руководителей. Однако, как это нередко случается, вместе с водой выплеснули и ребенка. Ведь прежний руководитель зачастую отказывался подписывать заявление из желания досадить организации, с которой он недавно распрощался. При этом никаких рычагов воздействия на прежнего руководителя организация не имела и заставить его подписать заявление не могла.

Чиновники ФНС России предложили свой способ решения проблемы.

Заинтересованные лица (участники, члены совета директоров, акционеры, учредители, члены коллегиального органа некоммерческой организации) сообщают в налоговый орган о невозможности представления заявления, подписанного прежним руководителем. Налоговый орган возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном частью третьей статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношении прежнего руководителя.

По данной статье наказанию подвергаются должностные лица (в том числе и руководители организации), которые не представили или представили с опозданием сведения об организации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случае, когда представление этих сведений предусмотрено законом.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении налоговый орган устанавливает лицо, которое имеет право действовать от имени организации без доверенности (т.е. решает вопрос о том, кто в данный момент является руководителем организации). Статьей 29.6 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается соответствующим государственным или муниципальным органом или должностным лицом в 15-дневный срок с момента получения протокола об административном правонарушении.

После того как полномочия нового руководителя организации подтверждены документально в рамках производства по делу об административном правонарушении, он представляет заявление в налоговый орган о внесении изменений в Государственный реестр, подписанное им самим. На основании этого заявления изменения вносятся в Государственный реестр.

Арбитражная практика

;Не желая идти на поводу у налоговых органов, некоторые организации отстаивали в суде право нового руководителя подписывать заявление о внесении изменений в Государственный реестр, поскольку такое положение вещей не могло устраивать организации. Они спорили с налоговыми органами и, надо сказать, вполне удачно.

Арбитражные суды были на редкость единодушны и признавали незаконным отказ налогового органа вносить изменения в Государственный реестр в связи с тем, что соответствующее заявление подписано не бывшим руководителем, а новым (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21.02.2006 N А43-9021/2005-9-301, Восточно-Сибирского округа от 10.03.2006 N А19-23297/05-42-Ф02-922/06-С2, Западно-Сибирского округа от 06.03.2006 N Ф04-826/2006(20193-А70-15), Московского округа от 20.02.2006 (15.02.2006) N КГ-А40/13924-05, Поволжского округа от 17.11.2005 N А12-13282/05-С44, Уральского округа от 15.03.2006 N Ф09-1949/06-С4).

Решение Высшего Арбитражного суда РФ 

;Не остался в стороне от этой проблемы и Высший Арбитражный Суд РФ, который Постановлением от 14.02.2006 N 14310/05 поставил точку в данном споре, указав, что при смене руководителя организации заявление о внесении соответствующих изменений в Государственный реестр вправе подписывать вновь избранный руководитель.

Суть дела такова.

На основании решения общего собрания участников в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) произошла смена генерального директора.

Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о внесении в Государственный реестр соответствующих изменений. При этом заявление было подписано вновь избранным генеральным директором.

Налоговая инспекция отказала во внесении соответствующих изменений на том основании, что ООО не представило заявление о внесении изменений, подписанное прежним генеральным директором, что влечет отказ в государственной регистрации.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело, встал на сторону ООО, указав следующее.

Рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа Общества и досрочном прекращении его полномочий согласно п.3 ст.91 ГК РФ и п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон) относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО.

Названный Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа общества с фактом внесения в Государственный реестр таких сведений.

Поэтому с момента прекращения полномочий генерального директора данное лицо не вправе без доверенности действовать от имени ООО, в том числе подписывать заявление о внесении изменений в Государственный реестр.

Следовательно, представление в налоговую инспекцию заявления о внесении изменений в Государственный реестр, подписанное новым генеральным директором ООО, не является основанием для отказа в государственной регистрации соответствующих изменений.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12049/05.

Вывод ВАС РФ относительно смены генерального директора ООО вполне может быть распространен и на случаи смены руководителей организаций других организационно-правовых форм, поскольку гражданское законодательство не предусматривает зависимость между внесением сведений в Государственный реестр и возникновением полномочий у руководителя организации.

Таким образом, на сегодняшний день при отказе налогового органа внести изменения в Государственный реестр на основании заявления, подписанного новым руководителем, организация, ссылаясь на решения ВАС РФ, может смело обращаться в арбитражный суд за защитой нарушенного права. А может, случится чудо - и позиция налоговых органов в связи с новыми решениями ВАС РФ изменится. Будем надеяться.

И. МИХАЙЛОВ, АКДИ "Экономика и жизнь" 
 

Источник: Ежемесячный журнал "Новая бухгалтерия"

Смотрите также:

     Ликвидация ООО с 1 сентября 2017 года  (опубликовано 02.10.2017)
     Споры компаний с инспекторами  (опубликовано 28.04.2017)
      Новая тенденция выездных проверок  (опубликовано 28.04.2017)
     Новый признак недобросовестности  (опубликовано 28.04.2017)
     Банки защищают своих клиентов  (опубликовано 28.04.2017)

Всегда на связи

Звоните нам +7 (495) 960-12-83 или   ПРИЕЗЖАЙТЕ В ГОСТИ или

ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ. Мы перезвоним в течении 30 минут



Мое имя
E-mail
Телефон