Государственная регистрация

Недавно правительство повысило размеры платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, был введен новый вид платежей. Все подробности вы узнаете из статьи.

Плата за регистрацию недвижимого имущества предусмотрена пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон). Согласно Закону, Правительство РФ определяет максимальные размеры платежей, а субъекты РФ вправе уточнять эти размеры в установленных пределах.

Предельные размеры платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлены постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1998 г. № 248. Недавно правительство внесло изменения в это постановление и повысило размеры этих платежей (см. постановление от 13 октября 2003 г. № 620). В соответствии с ним размеры платы за регистрацию увеличены практически по всем позициям.

Так, максимальный размер платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – плата за регистрацию) составляет:

– для физических лиц – 500 рублей;

– для юридических лиц – 7500 рублей.

Отметим, что максимальный размер платы за государственную регистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним отныне составляет 30 000 рублей.

Сведения о государственной регистрации прав носит открытый характер. Это предусмотрено статьей 7 Закона. Организация, осуществляющая государственную регистрацию прав, обязана предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому желающему. Для этого физическому лицу необходимо предъявить удостоверение личности и заявление в письменной форме. А фирме – документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя.

Информация о зарегистрированных правах на недвижимое имущество теперь будет предоставляться по следующим максимальным тарифам:

– для физических лиц – 100 рублей;

– для юридических лиц – 300 рублей.

Размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс – 600 рублей.

Кроме перечисленных изменений вводится новый вид платежа – за выдачу копий договоров.

Максимальные размеры платы за выдачу копий документов (договоров и т. д.), которые составляются в случае односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме:

– для физических лиц – 100 рублей;

– для юридических лиц – 300 рублей;

– при сделках с предприятием как с имущественным комплексом – 600 рублей.

Заметим, что максимальный тариф за государственную регистрацию, уплачиваемый при разграничении государственной собственности на землю, не изменился. Он составляет 100 рублей.

В течение месяца все внесенные изменения будут отражены и в региональных документах. Причем размер платежей не должен превышать суммы, указанные в постановлении.

Далее мы хотим напомнить порядок бухгалтерского и налогового учета платы за регистрацию тем, кто приобретает недвижимое имущество.

В бухгалтерском учете первоначальная стоимость основного средства складывается из всей суммы затрат на его приобретение. В состав этих затрат включаются регистрационные сборы, госпошлины и другие аналогичные расходы, связанные с получением прав на имущество. Об этом сказано в пункте 8 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н.

Принять на баланс можно только собственное имущество. Право собственности на имущество возникает с момента его регистрации.

Пример

В октябре 2003 года ООО «Малахит» купило земельный участок, предназначенный для производственной деятельности в г. Королеве Московской области. Площадь участка составляет 0,7 га, стоимость 180 000 рублей, в том числе НДС – 30 000 рублей. По закону Московской области от 23 ноября 1998 г. № 52/98-03 размер платы за регистрацию составляет 4000 рублей.

Бухгалтер ООО «Малахит» сделал в учете следующие проводки:

Дебет 60 Кредит 51

– 180 000 руб. – перечислена оплата за земельный участок;

Дебет 08 Кредит 60

– 150 000 руб. – учтен участок в составе внеоборотных активов;

Дебет 19 Кредит 60

– 30 000 руб. – учтен входной НДС;

Дебет 76 Кредит 51

– 4000 руб. – перечислена плата за регистрацию прав на участок;

Дебет 08 Кредит 76

– 4000 руб. – учтена в составе расходов на приобретение земли плата за регистрацию;

Дебет 01 Кредит 08

– 154 000 руб. – принят на баланс фирмы земельный участок;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 30 000 руб. – принят к вычету НДС по оприходованному и оплаченному основному средству.

– конец примера –

Обратите внимание: услуги по регистрации, связанные с предоставлением информации и выдачей копий документов не включаются в первоначальную стоимость недвижимого имущества. Они возникают после того, как недвижимость принята на баланс. Обычно эти расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу» (для торговых организаций).

В целях налогообложения платежи за регистрацию признаются прочими расходами, которые не учитываются при расчете налога на прибыль. Об этом сказано в подпункте 40 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Предприниматели, применяющие обычную схему налогообложения, также вправе исключать расходы на регистрацию из облагаемого дохода. Порядок формирования их затрат приведен в статье 221 Налогового кодекса.

Однако фирмы и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут учесть не все расходы. Так, плата за получение свидетельства о регистрации включается в первоначальную стоимость имущества. И если фирма использует схему «доходы–расходы», то сумма взноса в любом случае уменьшит налоговую базу. На это указано в подпункте 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

Расходы на получение справок о регистрации или выдачу копий документов учесть при исчислении единого налога нельзя. Перечень расходов для «упрощенцев» закрыт, и таких затрат в нем нет (п. 1 ст. 346.16 НК).

У бухгалтеров часто возникает вопрос: когда можно поставить недвижимость на 01 счет – до государственной регистрации или после. Ведь от этого зависит начисление амортизации.

Напомним, что Закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступил в силу с 31 января 1998 года. Согласно ему все права собственности на объекты недвижимость с этой даты подлежат обязательной государственной регистрации в едином реестре. В нем регистрируется право собственности на объекты недвижимости, аренда на срок свыше 12 месяцев, залог и т. д.

С другой стороны приказом Минфина от 24 марта 2000 года № 31н была внесена поправка в пункт 41 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 года № 34н. В соответствии с ней объекты недвижимости до государственной регистрации нужно относить на 08 счет. Поэтому в бухгалтерском учете произошла нестыковка, и образовался временной разрыв с 1998 по 2000 год. В течение этого периода недвижимость на 01 счете могла находиться и без государственной регистрации.

В налоговом учете объекты зачисляются в состав соответствующей амортизационной группы с момента подачи документов на государственную регистрацию (пункт 8 статьи 258 НК). Но, согласно пункту 2 статьи 259 Налогового кодекса амортизация в налоговом учете будет производиться, начиная с первого числа месяца следующего за месяцем ввода в эксплуатацию. Таким образом, объект недвижимости может числиться на 08 счете (документы еще только поданы на регистрацию и самой регистрации нет), а в налоговом учете он уже амортизируется.

Эту ситуацию разъяснил Минфин в письме от 8 апреля 2003 года № 16-00-14/121. В соответствии с ним, хотя до момента государственной регистрации объект числится в бухгалтерском учете на 08 счете, но при этом он может быть введен в эксплуатацию. Поскольку ввод в эксплуатацию оформляется отдельным документом и может производиться до, одновременно или после принятия объекта к учету.

Однако Минфин не до конца прояснил эту ситуацию. Например, бухгалтеры до сих пор не знают, на какой счет начислять амортизацию по эксплуатируемым, но не прошедшим государственную регистрацию объектам.

В этом случае мы можем предложить вам следующий вариант решения проблемы. Разберем его на примере.

Пример

Торговая фирма ООО «Планета» купила у ЗАО «Спутник» здание за 24 000 000 руб., в том числе НДС – 4 000 000 руб. 22 июля 2003 года стороны подписали акт приемки-передачи здания. В этот же день за него были заплачены деньги.

Эти операции бухгалтер «Планеты» отразил так:

Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60

– 20 000 000 руб. (24 000 000 – 4 000 000) – отражена стоимость здания в составе внеоборотных активов;

Дебет 19 Кредит 60

– 4 000 000 руб. – учтен НДС;

Дебет 60 Кредит 51

– 24 000 000 руб. – оплачено приобретенное здание.

25 августа по приказу директора № 92 здание было введено в эксплуатацию. В этот же день бухгалтер составил такую справку:

ООО «Планета»

Бухгалтерская справка

По данным учета стоимости капитальных вложений стоимость здания, расположенного по адресу: ул. Беговая, 6, стр. 2, составляет 20 000 000 руб.

25 августа здание введено в эксплуатацию. Основание: приказ № 92 от 25.08.2003 г.

Главный бухгалтер Вершинина /Вершинина Т. В./

25.08.2003 г.

Фирма установила для здания линейный способ начисления амортизации, а срок его полезного использования – 40 лет. Нормы амортизации установлены постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

После этого бухгалтер рассчитал месячную норму амортизации:

20 000 000 руб. : 40 лет : 12 мес. = 41 667 руб.

В конце каждого месяца в течение 40 лет, начиная с сентября 2003 года, в учете будет делаться запись:

Дебет 44 Кредит 02

– 41 667 руб. – начислена амортизация по части здания.

Документы на регистрацию здания фирма подала 22 сентября. В октябре в Едином госреестре была сделана запись о регистрации права собственности ООО «Планета» на купленное здание.

Бухгалтер ООО «Пассив» сделал проводки:

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

– 20 000 000 руб. – переведено здание в состав основных средств;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 4 000 000 руб. – поставлен к вычету НДС.

–конец примера–

Е. Е. Амарина, эксперт АГ «РАДА»

Источник: АГ «РАДА»

Смотрите также:

     Межрайонная ИФНС России № 46 по г. Москве  (опубликовано 16.08.2017)
     Споры компаний с инспекторами  (опубликовано 28.04.2017)
      Новая тенденция выездных проверок  (опубликовано 28.04.2017)
     Новый признак недобросовестности  (опубликовано 28.04.2017)
     Банки защищают своих клиентов  (опубликовано 28.04.2017)

Всегда на связи

Звоните нам +7 (495) 960-12-83 или   ПРИЕЗЖАЙТЕ В ГОСТИ или

ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ. Мы перезвоним в течении 30 минут



Мое имя
E-mail
Телефон