Осторожно, фирма ликвидируется

Как лучше всего избавиться от малого предприятия?
Может ли директор малого предприятия доверить процедуру закрытия фирмы своему бухгалтеру?
Потянет ли бухгалтер закрытие "малыша"?

Есть старая народная мудрость: если хочешь что-то сделать быстро и качественно - сделай это сам. Тем не менее, всегда есть соблазн передать заботу о закрытии фирмы профессионалам-ликвидаторам. Так стоит ли бухгалтеру закрывать предприятие самому? Да и можно ли ему доверить эту как правило новую для него процедуру?

Для малого бизнеса самый типичный способ "смены вывески" - продажа фирмы другому человеку. Это и быстрее по времени (уходит 2-3 недели), и может принести деньги. При этом, от бухгалтера уже ничего не зависит: продал фирму, сдал дела новому владельцу - и все.

Правда, в последнее время наметилась тенденция - при покупке даже небольшой фирмы с реальной деятельностью покупатель нанимает аудитора для проверки налогового учета. Естественно, компанию, тем более, если на ней "висят" серьезные долги, могут и не купить - есть смысл покупать проблемного "малыша" только если компания известна и приносит прибыль, а репутация и имя - это все-таки вещи, более характерные для большого бизнеса.

В случае отсутствия интереса у покупателей, компанию придется ликвидировать. Основной ценовой фактор в этом случае - сложность и состояние бухучета на предприятие. При этом, как не странно, долги фирмы на стоимость ликвидации не влияют - однако, такой фирме сложнее будет пройти проверку в налоговой, и на все уйдет больше времени.

Процедура, в общих чертах, такова: пишется заявление о том, что предприятие больше не будет работать, кредиторам рассылаются извещения о закрытии, и в течение двух месяцев они могут предъявить претензии. Если кредитор подал в суд на должника - реорганизация приостанавливается. Еще несколько месяцев будет проводится проверка в налоговой и, если все в порядке, компанию закроют. В общем, за полгода, как правило, можно уложиться. Ликвидаторы при необходимости сделают все от проверки документов до восстановления учета.

Ничего сложного в процедуре реорганизации для бухгалтера нет, однако все боятся документальной проверки в инспекции - это основная причина обращений к профессионалам. Кстати, как правило, налоговую инспекцию при ликвидации долги перед кредиторами не интересуют - там важны, в первую очередь, долги перед бюджетом.

Еще одна причина, почему инициатива по привлечению ликвидатора исходит от бухгалтера - в отчете есть ошибки, он об этом знает, но лица перед руководителем терять не хочет.

Если все же бухгалтер уверен в своих силах, то составить ликвидационный баланс для знающего все "остатки" бухгалтера не составит никакого труда. В этом случае, он отдает реорганизаторам только учредительный документ и заявление о ликвидации. 
Денежный фактор: без учета составления ликвидационных балансов полный цикл у ликвидатора обходится примерно в 700 - 1200 у.е. Бухгалтер на это истратит около 100 у.е. в виде пошлин. Здесь основное - его зарплата: неизвестно, сколько времени уйдет на самостоятельную ликвидацию. Есть примеры, когда даже филиал, с которым все намного проще, ликвидировали полгода. А бухгалтеру все это время придется платить...

Редакция благодарит консалтинговую компанию "Центр поддержки бизнеса "Унисервис" за помощь в работе над материалом.

Константин МАКСИМЮК

Источник: 
«Вестник московского бухгалтера»

Смотрите также:

     Сведения в ЕГРЮЛ недостоверны  (опубликовано 30.11.2017)
     Ликвидация ООО с 1 сентября 2017 года  (опубликовано 02.10.2017)
     Споры компаний с инспекторами  (опубликовано 28.04.2017)
      Новая тенденция выездных проверок  (опубликовано 28.04.2017)
     Новый признак недобросовестности  (опубликовано 28.04.2017)

Всегда на связи

Звоните нам +7 (495) 960-12-83 или   ПРИЕЗЖАЙТЕ В ГОСТИ или

ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ. Мы перезвоним в течении 30 минут



Мое имя
E-mail
Телефон