Госрегистрация: кто на новенького... и не только

Система госрегистрации в "одном окне" наконец-то начинает работать. Однако детали нового механизма пока не притерлись друг к другу, а значит, кое-какие пробуксовки неизбежны. Налоговикам прибавилось забот, постепенно включаются в процесс и внебюджетные фонды, которых также затронули изменения в процедуре госрегистрации. У налогоплательщиков же, которым от нововведений должно стать полегче, свои проблемы, информационные. ЕГРЮЛ, ЕГРИП...Что со всем этим делать? Прежде всего разобраться! 
     Напомним, что процедура госрегистрации регулируется Законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ и носит заявительный характер. Причины отказа в регистрации прямо поименованы в Законе, поэтому, если таковых не имеется, то при подаче комплекта документов на регистрацию юрлица или индивидуального предпринимателя сведения вносятся в соответствующий госреестр - ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Ведение данных реестров осуществляют налоговые органы. 
     С 1 января 2004 г. в связи с вступлением в силу Закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ к показателям единого реестра относятся сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), а также сведения о номере и дате регистрации юрлица (предпринимателя) в государственных внебюджетных фондах - Пенсионном, фондах социального и обязательного медицинского страхования. Изменилась и процедура постановки на учет в названных фондах (см. схему). 
     Теперь налогоплательщики избавлены от необходимости представлять в указанные ведомства для постановки на учет документы, аналогичные представляемым в регистрирующие органы. Зарегистрировав организацию либо предпринимателя, налоговики в пятидневный срок направляют сведения из соответствующего реестра во внебюджетные фонды для его регистрации в качестве страхователя. Фонды, в свою очередь, осуществив постановку на учет на основании поступивших сведений, направят налоговикам информацию о дате и номере регистрации, а налогоплательщикам вышлют свидетельство почтой (по тому адресу, который указан в госреестре). 
     При этом момент начала деятельности налогоплательщика не зависит от сроков постановки на учет во внебюджетных фондах, поскольку в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 5 Закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", открытие кредитными организациями банковских счетов предпринимателей и юрлиц, за исключением органов госвласти, местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о госрегистрации и о постановке на учет в налоговом органе. 
     Таким образом, налогоплательщик вправе открыть счет в банке и начать предпринимательскую деятельность уже на шестой день после подачи комплекта документов на регистрацию (согласно п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ госрегистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган). 
     Что касается кодов по ОКВЭД, то они указываются предпринимателем или организацией в заявлении о госрегистрации самостоятельно. 
     Оперативнее других на вступление в силу Закона N 185-ФЗ отреагировал ФСС РФ, постановлением от 5 января 2004 г. N 1 утвердивший Временные методические рекомендации по организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования РФ по регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве страхователей. 
     Регистрация юрлиц в качестве страхователей по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний производится исполнительными органами ФСС РФ в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента получения от регистрирующего органа сведений, содержащихся в государственном реестре юрлиц (в электронном виде). При этом страхователю: 
     - присваивается регистрационный номер и код подчиненности; 
     - определяется страховой тариф на основании кодов по ОКВЭД, указанных в выписке из ЕГРЮЛ; 
     - оформляется Страховое свидетельство (в 2 экз.) и Уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 
     - направляется один экземпляр страхового свидетельства и вышеназванное Уведомление заказным письмом с уведомлением по юридическому адресу страхователя, указанному в выписке из ЕГРЮЛ. 
     Одновременно юрлица учитываются Фондом в качестве страхователей по обязательному соцстрахованию. 
     В течение не более пяти рабочих дней с момента регистрации юрлица в качестве страхователя сведения о регистрации в электронном виде направляются в УМНС. 
     Если в единый госреестр внесены изменения по конкретной организации, информация направляется регистрирующим органом в региональное отделение Фонда и подлежит учету в базе данных по страхователям. 
     Однако при изменении страхователем основного вида деятельности для присвоения нового страхового тарифа ему необходимо представить документы в соответствии с Порядком подтверждения основного вида деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением ФСС РФ от 6 февраля 2002 г. N 12, а именно: заявление о подтверждении основного вида деятельности и справку-подтверждение, а также копию Пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год. 
ОСОБЕННОСТИ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ФИЗЛИЦ

     Несмотря на концепцию "одного окна", в некоторых случаях с заявлением о регистрации в качестве страхователя придется прийти в Фонд самостоятельно. 
     Так, юридические лица при создании обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, обязаны подать заявление о регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений в срок не позднее 30 дней со дня создания. Одновременно с заявлением должны быть представлены копии: 
     * документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ; 
     * документа, подтверждающего постановку юридического лица на налоговый учет; 
     * уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; 
     * документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, приказа о создании, доверенности, выданной юрлицом руководителю обособленного подразделения); 
     * Страхового свидетельства юридического лица. 
     Физлица, заключившие трудовой договор с работником, а также обязанные уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора, обязаны подать заявление о регистрации в региональное отделение Фонда по месту жительства в срок не позднее 10 дней со дня заключения указанных договоров с одновременным предъявлением паспорта и представлением копий: 
     * документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей); 
     * документа, подтверждающего постановку на налоговый учет (при наличии); 
     * лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности (для частных нотариусов, охранников, детективов и др.), удостоверения адвоката (для адвокатов); 
     * трудовых либо гражданско-правовых договоров. 
     В остальном порядок регистрации физлиц и обособленных подразделений в качестве страхователей аналогичен процедуре регистрации юрлиц. Страховое свидетельство (уведомление) и Уведомление о размере страховых взносов на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний направляются страхователю заказным письмом. Одновременно обособленные подразделения и физлица (за исключением заключивших гражданско-правовые договоры) учитываются Фондом в качестве страхователей по обязательному соцстрахованию. 
     И еще одно условие. Если на момент подачи заявления о регистрации в качестве страхователя юрлицу и (или) его обособленному подразделению либо физлицу открыты банковские счета, заявители представляют справку из кредитной организации об указанном счете. 

Е. АККЕРМАН, эксперт "БП" 

Источник: АКДИ "Экономика и жизнь"

Смотрите также:

     Межрайонная ИФНС России № 46 по г. Москве  (опубликовано 16.08.2017)
     Споры компаний с инспекторами  (опубликовано 28.04.2017)
      Новая тенденция выездных проверок  (опубликовано 28.04.2017)
     Новый признак недобросовестности  (опубликовано 28.04.2017)
     Банки защищают своих клиентов  (опубликовано 28.04.2017)

Всегда на связи

Звоните нам +7 (495) 960-12-83 или   ПРИЕЗЖАЙТЕ В ГОСТИ или

ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ. Мы перезвоним в течении 30 минут



Мое имя
E-mail
Телефон